Знаменитый «король саспенса» Альфред Хичкок - вероятно, самый «ювелирный» кинорежиссер двадцатого века. Не только потому что в большинстве его фильмов так или иначе присутствуют стильные драгоценности, но, прежде всего, потому что сюжет и драматургический рисунок любого его кинопроизведения созданы с поистине ювелирным мастерством. Всякий раз, работая с тончайшим материалом человеческой психики, Хичкок терпеливо и тщательно выплетает причудливую цепь событий, слов, мыслей, душевных движений и поведения персонажей, украшая ее бриллиантовыми акцентами неожиданных поворотов, пиковых ситуаций и счастливых разрешений.
Сын правоверных лондонских католиков и воспитанник иезуитского колледжа Святого Игнатия, Хичкок, по-видимому, с раннего детства усвоил ценности кропотливого труда, контроль и приемку результатов которого осуществляет сам Господь Бог. Он с потрясающей ювелирной точностью разрабатывал и осуществлял все – от психологических коллизий и диалогов до построения светового пространства и композиции кадра. Образы персонажей воплощены в его фильмах самыми звездными и стильными леди и джентльменами прошедшего кинематографического века. Марлен Дитрих и Ингрид Бергман, Грейс Келли и Типпи Хедрен, Джеймс Стюарт и Грегори Пек, Кэрри Грант и Шон Коннери… Дамы, способные с естественной легкостью носить умопомрачительные бриллиантовые колье и жемчужные ожерелья.
Мужчины, умевшие правильно завязывать галстуки и изящно пользоваться позолоченным портсигаром.
Фильмы Хичкока – непревзойденная визуальная энциклопедия стиля ар-деко. Композиция кадра, рисунок поз, пластика мизансцен, стиль интерьеров, архитектурные антуражи – все это могло бы служить учебником по истории и эстетике самого всеохватывающего и интегрального стиля двадцатого века. Естественно, что в пространстве фильмов Хичкока активно присутствуют и ювелирные драгоценности ар-деко. Блеск ослепительного бриллиантового колье и интригующее посверкивание изящного гранатового ожерелья, загадочность выразительного кольца с большим ограненным топазом и откровенность великолепных серег, целомудренность строгой броши и потаенный эротизм жемчужных бус…
Несомненно, Хичкок знал толк в том, что следует надеть на героиню картины в тот или иной момент. Он был не просто великолепным стилистом. Он прекрасно чувствовал архетипическую суть ювелирных вещей, и вводил их в кадр строго по драматургической и сюжетно-психологической необходимости.
В фильме 1946 года «Дурная слава» главная героиня – Алисия (Ингрид Бергман) чередует костюмы и драгоценности по мере развития сюжета. При этом сменяющие друг друга великолепные колье, кольца, серьги и броши всякий раз выступают своеобразными резонаторами эмоционального состояния Алисии. В ряде сцен фильма она то надевает колье, то застегивает серьгу, то поправляет кольцо. И всякий раз оператор делает на этом ненавязчивый, но необычайно выразительный акцент, умело улавливая кинетику ювелирной вещи, световую игру камней, блеск металла и подчеркивая гармоничность соединения образа женщины с образом драгоценности. Хичкок, с его безукоризненным вкусом и особенным, нутряным чутьем архетипики образа, необыкновенно точен: когда смотришь, как молодая и поистине очаровательная Ингрид Бергман застегивает сережку, невольно ощущаешь что-то вроде дежавю, а после долго перебираешь в уме смутные призраки когда-то виденного, покуда, наконец, не наткнешься на хрестоматийный живописный образ «Девушки, примеряющей серьгу» великого Вермеера. И тут становится ясно, что Хичкок не зря изучал искусство в Лондонском университете.
Выбор дизайна украшений тоже абсолютно не случаен. Сияющее, солнце подобное бриллиантовое колье красуется на шее Алисии в момент ее наибольшей решимости, на взлете сюжета, словно бы окружая героиню лучами славы. Но позже, в эпизоде, когда ей угрожает, казалось бы, неминуемая гибель, на Алисии появляется совсем иное колье с крупными каплевидными подвесками, подсознательно вводящими тему крови и смерти. И на всем протяжении фильма, меняя на Алисии серьги, разнообразя их дизайн, Хичкок упорно притягивает внимание зрителя к выразительным ушам Ингрид Бергман, подспудно акцентируя мотив слуха и внимания, столь важный для развития сюжета.
Образ партнера Алисии – Дэвлина (Кэрри Грант) – словно говорит: наилучший фон для драгоценностей женщины – стильный мужчина. И правда, Дэвлин весь, от прически до ботинок, - образец безупречности стиля. Этот рафинированный имидж Хичкок перенес позже в знаменитый фильм «На север через северо-запад» (1959 г.), взяв Кэрри Гранта на роль влипшего в неприятную историю рекламного агента Роджера Торнхилла. Здесь герой Кэрри Гранта также стал стильным дополнением драгоценностей, которые мы то и дело видим на его партнерше – контрразведчице Ив Кендолл в исполнении Эвы-Мари Сент. Как и в других фильмах, ожерелья и браслеты, сменяющиеся по ходу сюжета на этой классической представительнице хичкоковских блондинок, служат средствами создания необходимых художественных акцентов.
Апробированное Хичкоком в «Дурной славе» и «Северо-западе» сочетание «Он, она и драгоценности» явно предвосхитило многое в эстетической конструкции будущей Бондианы. И хотя имидж Джеймса Бонда, совершивший долгую эволюцию от Шона Коннери и Джорджа Лэзенби до Пирса Броснана и Дэниэла Крейга, отдалился от камертонной внешности Кэрри Гранта, агент 007 по-прежнему изящно оттеняет образы своих драгоценных подружек и их драгоценные украшения.
Чутье Альфреда Хичкока на стильных мужчин и женщин поразительно. В значительной степени именно идеальные мужчины Хичкока научили мир правильно носить пиджаки, галстуки и запонки, сохраняя форму в любых ситуациях. В огромной мере именно великолепные «блондинки Хичкока» показали миру место и значение ювелирных драгоценностей в образе женщины. Одной из таких женщин была Марлен Дитрих, сыгравшая в 1950 году в фильме «Страх сцены». Помимо костюмов, созданных Кристианом Диором, героиня Дитрих предстает в фильме в драгоценностях от «Van Cleef & Arpels», в частности в золотом браслете с рубинами. И хотя легенда гласит, что выбор этого украшения принадлежит самой Марлен, без сэра Альфреда здесь явно не обошлось. Возможно, этот выбор он одобрил именно потому, что вещь помогла ярко и бессловесно драматизировать образ женщины-мужеубийцы.
Но, пожалуй, самой большой драгоценностью среди женщин, игравших когда-либо у Хичкока, была легендарная Грейс Келли, ставшая впоследствии Принцессой Монако. Ее Хичкок называл не иначе как «моя главная блондинка». В фильме «Поймать вора» она играет в паре все с тем же идеальным хичкоковским мужчиной – Кэрри Грантом. Ювелирные драгоценности в этом фильме не просто украшают появляющихся на экране женщин. Эти драгоценности самым непосредственным образом участвуют в сюжете. Персонажа Гранта - бывшего профессионального вора по кличке «Кот», давно отошедшего от дел и поселившегося в окрестностях Ниццы, «подставляет» неизвестный грабитель, который похищает драгоценности у местных богачей, имитируя стиль главного героя. На фоне этого сюжета, разворачивающегося в наполненных морем и солнцем пространствах французской Ривьеры, роскошное колье, украшающее в финальной сцене шею будущей Принцессы Грейс, обретает поистине символическое звучание.
Воплотивший сказочную грезу о чудесном преображении золушки, образ Грейс Келли стал равно значим как для мира кино, так и для мира ювелирной роскоши. И в этом огромная личная заслуга Хичкока. Грейс обожала драгоценности, в особенности белый жемчуг. Это по сей день будоражит умы ювелиров. Недавно под известнейшим жемчужным брендом «Mikimoto» была создана линия ювелирных украшений «Princess Grace Collection».
Однако похоже, что к классическому белому жемчугу был неравнодушен и сам сэр Альфред Хичкок. Уж очень часто в его фильмах женские шеи охвачены стройными рядами жемчужин. Вообще, судя по количеству разнообразных колье, ожерелий, бус и подвесок, Хичкок придавал особенное значение всему тому, что опутывает, охватывает, украшает шею. Архетип гибкого и протяженного, оборачивающегося вокруг чего-то жизненно важного, явно прослеживается у Хичкока. В знаменитом (не без скандальности) фильме «Веревка» (1948 г.) сюжет начинается с того, что двое приятелей – Брендон и Филлип - удушают своего друга Дэвида веревкой и прячут его труп в сундуке. Вокруг этого сундука происходит все дальнейшее действие картины с участием гостей. В развязке фильма именно веревка, неосторожно оставленная убийцами, становится уликой, позволяющей одному из гостей разоблачить преступление. Кстати, разоблачитель, которого играет Джеймс Стюарт, использует якобы забытый им золоченый портсигар в качестве сюжетного предлога, помогающего раскрыть убийство. Вновь драгоценный предмет способствует сюжету.
Любопытно, что в течение всего фильма, снятого в одном пространстве по классическому канону единства времени, места и действия, мы, благодаря работе оператора, неоднократно обращаем внимание на жемчужные ожерелья, опутывающие шеи женщин, что присутствуют на жутковатой вечеринке вокруг сундука с трупом (думается, Хичкок, знал, что во многих культурах мира жемчуг символизирует слезы).
Впрочем, есть в этом фильме и скрытый от зрителя мотив, роднящий бусы и ожерелья с веревками и проводами. Когда-то, будучи еще 19-летним юношей, Хичкок работал в телеграфной компании техническим оценщиком состояния кабелей и проводов. Занимаясь одновременно изучением искусства, он вскоре перешел в отдел рекламы, где создал немало рекламных образов все тех же проводов. Однажды, делая рекламный материал об опасности неправильного обращения с проводами, Хичкок придумал мрачный образ провода, удушающего женщину. Реклама имела успех, покуда какой-то безумец не удушил таким образом свою жену. После этого случая Хичкоку предложили поискать новую работу, что и привело его в кино.
Любопытно, что «Веревка» была принципиально снята Хичкоком как фильм без монтажа. Полностью от начала до конца отснятые катушки кинопленки стыковались в сплошную ленту, непрерывную, как веревка или жемчужные бусы. Эта непрерывная лента, созданная автором с ювелирным мастерством – главный образ драгоценности по-хичкоковски. Чередуя кадры, лента кино вьется, как долгая жизнь самого Хичкока или как прибрежный серпантин французской Ривьеры, на котором, словно по сценарию великого режиссера, трагически оборвется жизнь его главной блондинки. Ведь еще юношей сэр Альфред узнал: искусство, будь то кино или создание ювелирных драгоценностей – страшная сила…
Знаменитый «король саспенса» Альфред Хичкок - вероятно, самый «ювелирный» кинорежиссер двадцатого века. Не только потому что в большинстве его фильмов так или иначе присутствуют стильные драгоценности, но, прежде всего, потому что сюжет и драматургический рисунок любого его кинопроизведения созданы с поистине ювелирным мастерством.
Сын правоверных лондонских католиков и воспитанник иезуитского колледжа Святого Игнатия, Хичкок, по-видимому, с раннего детства усвоил ценности кропотливого труда, контроль и приемку результатов которого осуществляет сам Господь Бог. Он с потрясающей ювелирной точностью разрабатывал и осуществлял все – от психологических коллизий и диалогов до построения светового пространства и композиции кадра. Образы персонажей воплощены в его фильмах самыми звездными и стильными леди и джентльменами прошедшего кинематографического века. Марлен Дитрих и Ингрид Бергман, Грейс Келли и Типпи Хедрен, Джеймс Стюарт и Грегори Пек, Кэрри Грант и Шон Коннери… Дамы, способные с естественной легкостью носить умопомрачительные бриллиантовые колье и жемчужные ожерелья.
Мужчины, умевшие правильно завязывать галстуки и изящно пользоваться позолоченным портсигаром.
Фильмы Хичкока – непревзойденная визуальная энциклопедия стиля ар-деко. Композиция кадра, рисунок поз, пластика мизансцен, стиль интерьеров, архитектурные антуражи – все это могло бы служить учебником по истории и эстетике самого всеохватывающего и интегрального стиля двадцатого века. Естественно, что в пространстве фильмов Хичкока активно присутствуют и ювелирные драгоценности ар-деко. Блеск ослепительного бриллиантового колье и интригующее посверкивание изящного гранатового ожерелья, загадочность выразительного кольца с большим ограненным топазом и откровенность великолепных серег, целомудренность строгой броши и потаенный эротизм жемчужных бус…
Несомненно, Хичкок знал толк в том, что следует надеть на героиню картины в тот или иной момент. Он был не просто великолепным стилистом. Он прекрасно чувствовал архетипическую суть ювелирных вещей, и вводил их в кадр строго по драматургической и сюжетно-психологической необходимости.
В фильме 1946 года «Дурная слава» главная героиня – Алисия (Ингрид Бергман) чередует костюмы и драгоценности по мере развития сюжета. При этом сменяющие друг друга великолепные колье, кольца, серьги и броши всякий раз выступают своеобразными резонаторами эмоционального состояния Алисии. В ряде сцен фильма она то надевает колье, то застегивает серьгу, то поправляет кольцо. И всякий раз оператор делает на этом ненавязчивый, но необычайно выразительный акцент, умело улавливая кинетику ювелирной вещи, световую игру камней, блеск металла и подчеркивая гармоничность соединения образа женщины с образом драгоценности. Хичкок, с его безукоризненным вкусом и особенным, нутряным чутьем архетипики образа, необыкновенно точен: когда смотришь, как молодая и поистине очаровательная Ингрид Бергман застегивает сережку, невольно ощущаешь что-то вроде дежавю, а после долго перебираешь в уме смутные призраки когда-то виденного, покуда, наконец, не наткнешься на хрестоматийный живописный образ «Девушки, примеряющей серьгу» великого Вермеера. И тут становится ясно, что Хичкок не зря изучал искусство в Лондонском университете.
Выбор дизайна украшений тоже абсолютно не случаен. Сияющее, солнце подобное бриллиантовое колье красуется на шее Алисии в момент ее наибольшей решимости, на взлете сюжета, словно бы окружая героиню лучами славы. Но позже, в эпизоде, когда ей угрожает, казалось бы, неминуемая гибель, на Алисии появляется совсем иное колье с крупными каплевидными подвесками, подсознательно вводящими тему крови и смерти. И на всем протяжении фильма, меняя на Алисии серьги, разнообразя их дизайн, Хичкок упорно притягивает внимание зрителя к выразительным ушам Ингрид Бергман, подспудно акцентируя мотив слуха и внимания, столь важный для развития сюжета.
Образ партнера Алисии – Дэвлина (Кэрри Грант) – словно говорит: наилучший фон для драгоценностей женщины – стильный мужчина. И правда, Дэвлин весь, от прически до ботинок, - образец безупречности стиля. Этот рафинированный имидж Хичкок перенес позже в знаменитый фильм «На север через северо-запад» (1959 г.), взяв Кэрри Гранта на роль влипшего в неприятную историю рекламного агента Роджера Торнхилла. Здесь герой Кэрри Гранта также стал стильным дополнением драгоценностей, которые мы то и дело видим на его партнерше – контрразведчице Ив Кендолл в исполнении Эвы-Мари Сент. Как и в других фильмах, ожерелья и браслеты, сменяющиеся по ходу сюжета на этой классической представительнице хичкоковских блондинок, служат средствами создания необходимых художественных акцентов.
Апробированное Хичкоком в «Дурной славе» и «Северо-западе» сочетание «Он, она и драгоценности» явно предвосхитило многое в эстетической конструкции будущей Бондианы. И хотя имидж Джеймса Бонда, совершивший долгую эволюцию от Шона Коннери и Джорджа Лэзенби до Пирса Броснана и Дэниэла Крейга, отдалился от камертонной внешности Кэрри Гранта, агент 007 по-прежнему изящно оттеняет образы своих драгоценных подружек и их драгоценные украшения.
Чутье Альфреда Хичкока на стильных мужчин и женщин поразительно. В значительной степени именно идеальные мужчины Хичкока научили мир правильно носить пиджаки, галстуки и запонки, сохраняя форму в любых ситуациях. В огромной мере именно великолепные «блондинки Хичкока» показали миру место и значение ювелирных драгоценностей в образе женщины. Одной из таких женщин была Марлен Дитрих, сыгравшая в 1950 году в фильме «Страх сцены». Помимо костюмов, созданных Кристианом Диором, героиня Дитрих предстает в фильме в драгоценностях от «Van Cleef & Arpels», в частности в золотом браслете с рубинами. И хотя легенда гласит, что выбор этого украшения принадлежит самой Марлен, без сэра Альфреда здесь явно не обошлось. Возможно, этот выбор он одобрил именно потому, что вещь помогла ярко и бессловесно драматизировать образ женщины-мужеубийцы.
Но, пожалуй, самой большой драгоценностью среди женщин, игравших когда-либо у Хичкока, была легендарная Грейс Келли, ставшая впоследствии Принцессой Монако. Ее Хичкок называл не иначе как «моя главная блондинка». В фильме «Поймать вора» она играет в паре все с тем же идеальным хичкоковским мужчиной – Кэрри Грантом. Ювелирные драгоценности в этом фильме не просто украшают появляющихся на экране женщин. Эти драгоценности самым непосредственным образом участвуют в сюжете. Персонажа Гранта - бывшего профессионального вора по кличке «Кот», давно отошедшего от дел и поселившегося в окрестностях Ниццы, «подставляет» неизвестный грабитель, который похищает драгоценности у местных богачей, имитируя стиль главного героя. На фоне этого сюжета, разворачивающегося в наполненных морем и солнцем пространствах французской Ривьеры, роскошное колье, украшающее в финальной сцене шею будущей Принцессы Грейс, обретает поистине символическое звучание.
Воплотивший сказочную грезу о чудесном преображении золушки, образ Грейс Келли стал равно значим как для мира кино, так и для мира ювелирной роскоши. И в этом огромная личная заслуга Хичкока. Грейс обожала драгоценности, в особенности белый жемчуг. Это по сей день будоражит умы ювелиров. Недавно под известнейшим жемчужным брендом «Mikimoto» была создана линия ювелирных украшений «Princess Grace Collection».
Однако похоже, что к классическому белому жемчугу был неравнодушен и сам сэр Альфред Хичкок. Уж очень часто в его фильмах женские шеи охвачены стройными рядами жемчужин. Вообще, судя по количеству разнообразных колье, ожерелий, бус и подвесок, Хичкок придавал особенное значение всему тому, что опутывает, охватывает, украшает шею. Архетип гибкого и протяженного, оборачивающегося вокруг чего-то жизненно важного, явно прослеживается у Хичкока. В знаменитом (не без скандальности) фильме «Веревка» (1948 г.) сюжет начинается с того, что двое приятелей – Брендон и Филлип - удушают своего друга Дэвида веревкой и прячут его труп в сундуке. Вокруг этого сундука происходит все дальнейшее действие картины с участием гостей. В развязке фильма именно веревка, неосторожно оставленная убийцами, становится уликой, позволяющей одному из гостей разоблачить преступление. Кстати, разоблачитель, которого играет Джеймс Стюарт, использует якобы забытый им золоченый портсигар в качестве сюжетного предлога, помогающего раскрыть убийство. Вновь драгоценный предмет способствует сюжету.
Любопытно, что в течение всего фильма, снятого в одном пространстве по классическому канону единства времени, места и действия, мы, благодаря работе оператора, неоднократно обращаем внимание на жемчужные ожерелья, опутывающие шеи женщин, что присутствуют на жутковатой вечеринке вокруг сундука с трупом (думается, Хичкок, знал, что во многих культурах мира жемчуг символизирует слезы).
Впрочем, есть в этом фильме и скрытый от зрителя мотив, роднящий бусы и ожерелья с веревками и проводами. Когда-то, будучи еще 19-летним юношей, Хичкок работал в телеграфной компании техническим оценщиком состояния кабелей и проводов. Занимаясь одновременно изучением искусства, он вскоре перешел в отдел рекламы, где создал немало рекламных образов все тех же проводов. Однажды, делая рекламный материал об опасности неправильного обращения с проводами, Хичкок придумал мрачный образ провода, удушающего женщину. Реклама имела успех, покуда какой-то безумец не удушил таким образом свою жену. После этого случая Хичкоку предложили поискать новую работу, что и привело его в кино.
Любопытно, что «Веревка» была принципиально снята Хичкоком как фильм без монтажа. Полностью от начала до конца отснятые катушки кинопленки стыковались в сплошную ленту, непрерывную, как веревка или жемчужные бусы. Эта непрерывная лента, созданная автором с ювелирным мастерством – главный образ драгоценности по-хичкоковски. Чередуя кадры, лента кино вьется, как долгая жизнь самого Хичкока или как прибрежный серпантин французской Ривьеры, на котором, словно по сценарию великого режиссера, трагически оборвется жизнь его главной блондинки. Ведь еще юношей сэр Альфред узнал: искусство, будь то кино или создание ювелирных драгоценностей – страшная сила…
Знаменитый «король саспенса» Альфред Хичкок - вероятно, самый «ювелирный» кинорежиссер двадцатого века. Не только потому что в большинстве его фильмов так или иначе присутствуют стильные драгоценности, но, прежде всего, потому что сюжет и драматургический рисунок любого его кинопроизведения созданы с поистине ювелирным мастерством.