«Камень!.. Ножницы!.. Бумага!.. Раз!.. Два!.. Три!..» Кто же не помнит этой забавной детской игры. Камень побеждает ножницы. Ножницы одолевают бумагу. Бумага же одерживает победу над камнем… Меня всегда занимал поучительный символизм этой хитроумно закольцованной игровой триады – словно перед нами уроборос, змея, пожирающая собственный хвост. Однако всегда вызывало вопрос загадочное преимущество бумаги над камнем.
То, что камень затупляет ножницы, понятно. Что ножницы режут бумагу – тоже понятно. В обоих случаях мы постигаем взаимоотношения материала с инструментом. Встреча бумаги с ножницами говорит о силе инструмента и послушности материала, а, значит, открывает нам власть и возможности мастерства. Столкновение ножниц с камнем обнаруживает противоположную сторону отношений, повествуя о непокорности материала и ограниченности инструментальных возможностей. И если бы игра ограничивалась только этим, перед нами был бы прекрасный в своей метафоричности и доходчивости учебник ремесла.
Однако встреча бумаги с камнем кардинально меняет дидактический смысл игры и открывает нам нечто большее. В этой встрече есть победа бумаги над камнем, но нет силового противостояния материалов. Ибо в отношениях камня и бумаги последняя предстает символом человеческой мысли, идеи, замысла – всего того, что с ее помощью веками фиксировалось и передавалось от человека к человеку, тогда как камень – выступает символом дикого, природного начала, нечеловеческой статики и неохватной геологической истории. А значит, «Камень... Ножницы... Бумага…» – это о том, что творческая энергия человека, его способность генерировать идеи, придумывать образы и создавать проекты сильнее холодного молчания минералов.
Кажется, именно эту истину вот уже десять лет подряд помогает постигать юным художникам по камню конкурс «Наследники Данилы-Мастера», проводимый объединением «Минерал-Шоу». Из года в год участники конкурса выносят на суд жюри и зрителей результаты своих творческих опытов. Из года в год эксперты жюри с захватывающим интересом наблюдают медленное, но неуклонное движение от пробы – к мастерству, от идеи – к зримому образу, воплощенному в материале, от подражания – к оригинальному стилю. За десятилетие конкурса многочисленные авторские работы прорисовали удивительные траектории постижения и становления. За каждой такой траекторией – неутомимая работа как самих ребят, так и движимых искренним энтузиазмом мастеров-педагогов.
Каждый год и те, и другие со все большей уверенностью доказывают превосходство волшебной силы творчества над косной материей, победу воображения и фантазии – над скукой и обыденностью. Они ищут, пробуют, совершенствуются и, подрастая, вновь, но уже смело и осмысленно входят в вечный магический круг – Материал, Инструмент, Творческая воля… «Камень... Ножницы... Бумага…»