ВЕЛИЧИЕ МАЛОГО. Среда малых городов юга Италии через фотообъектив
Аннотация: Статья посвящена особому качеству среды малых городов юга Италии. Отмечается пространственная, масштабная и символическая специфика такого типа поселения, как коммуны. Отмечается, что эти города задают особую, архетипическую микромодель полноценного города.
По размерам территории и населения, как и по иным привычным для нас российским представлениям о масштабе урбо-поселений, абсолютное большинство городов Италии можно считать «малыми городами». К городам итальянского (преимущественно аграрного) юга это относится в особенности. Города Апулии и Базиликаты, Кампании, Калабрии и Сицилии почти все имеют территориальную протяженность, доступную неутомительному пешеходному освоению. То же касается и населения, число которого в иных местах таково, что почти всех жителей можно знать в лицо. В Апулии, за исключением нескольких сравнительно крупных городов (Бари, Таранто, Леччо, Бриндизи), основной тип поселения – компактная коммуна, естественно разросшаяся вокруг плотного исторического ядра. Среди таких коммун, например, Монополи с его населением около 49 тысяч человек – уже достаточно крупный город. Соседние же Полиньяно-а-Маре (18 тысяч), Остуни (31 тысяча) или Путиньяно (около 28 тысяч) – по российским меркам, поселки городского типа – смело можно отнести к «малым городам». Демографически не слишком сильно отличаются и гордость Базиликаты – Матера, и сицилийский Агридженто (оба, приблизительно, по 60 тысяч населения).
Любого жителя мегаполиса, чье восприятие неизбежно искорежено циклопическими масштабами пространства и хроническим ощущением своей в нем микроскопичности, южные коммуны Апеннинского полуострова, эти удивительные «малые города» Италии, заставляют напрочь изменить представление о «малом городе» как о чем-то неполном, не достигшем совершенств и преимуществ большого города. Напротив, своим гуманистическим масштабом, своей соразмерностью человеку, ограниченностью своих территориальных пределов эти компактные сгустки урбанизма задают модель города как человеческой обители, в которой индивидуальность человека, всякий его жест не утрачивают своего возвышенного и возвышающегося над временем и пространством значения. В плотном пространстве коммуны обнаруживается гармоническая взаимосвязь между суверенностью отдельного человеческого тела и всеобщностью тела города, между горожанином и городским сообществом, между приватностью и публичностью, между интимным лиризмом личного переживания пространства и пафосом общегражданского единения в этом пространстве.
Коммуны южной Италии учат нас подлинному величию – величию малого. Микрокосм городка, где каждый знает каждого и ощущает все его пространство как свое, становится для горожанина макрокосмом человеческого общежития. Духовная вертикаль и социальная горизонталь явлены в архитектуре и пространствах города как скрещение божественного и человеческого. Это прочитывается как в выточенной человеком пластике окружающих каменных тел, так и в отприродной пластике ландшафта. Нет сомнения, что здесь человек бродит по улочкам, встречая Бога за ближайшим поворотом.
«Малый город» итальянского юга полон достоинства. Это достоинство, прежде всего, в нажитом за многие века умении быть собой, в простирающемся во времени чувстве исторической преемственности, в любви к месту. Именно такая самодостаточность всякий раз делает пространственную среду коммуны центром мира, маленькой колыбелью величия.
Для всякого любителя визуальности итальянская коммуна – образец фотогеничности. На этих страницах – всего лишь несколько из тысяч кадров, снятых автором в разных южноитальянских городках. Выбор этих кадров достаточно случаен и условен. Невозможно в нескольких картинках передать то ощущение пространства, которое родится лишь в «сплошности» его созерцания, лишь в связности его телесного осязания и духовного освоения. Фотография в своей дискретности, конечно же, противоречит континууму города. Однако же именно фотография позволяет выхватить те детали, ракурсы, секундные состояния, поток которых обычно непрерывно несется, не позволяя простому путешественнику врастать в место, вживаться, становиться частью города. Фотография – способ остановить время и, вопреки всему, пожить там, где не случилось родиться.