Леонид Салмин

ТРИ "Д" - ДИЗАЙНЕР, ДИЗАЙН, ДИАЛОГ

Писать о дизайне сегодня - все равно, что бежать за уходящим поездом. Тема удаляется, и ее реальные детали все менее и менее различимы. Романтические рассказы о технической эстетике, предания о проектировании промышленных изделий, эргономические фантазии - все это стало фольклором, поэтика которого внятна лишь самим его носителям.

В тумане времени дизайн кажется призраком и побуждает говорить о нем не в научных, а в мифологических категориях. В этом есть очевидный резон - миф нынче оказывается точнее и ближе к сущности факта, чем холодные научные модели. Итак, мифы и комментарии.

ДИЗАЙНЕР: ПАДЕНИЕ ГЕРОЯ

Каких-нибудь десять лет назад профессия дизайнера в нашем отечестве была окружена благородным ореолом избранности. Дизайнер был носителем особенного взгляда на жизнь. Он являл собой эталон критического мышления и, казалось, эксклюзивно владел тайной времени, ибо с непоколебимостью пророка говорил о том, что будет, что может или должно быть. Виртуальная реальность образов, вещей, пространств и фактур в языке дизайна была наполнена смыслом. Дизайнер воплощал в своем творчестве увлекательную пластическую альтернативу миру осточертевшего дефицита и безысходного единообразия.

В мифологической картине распадавшегося советского социума дизайнер представал безусловным Героем - эдаким титаном, сцеплявшим куски времени крепкими скобами проектной культуры. Среди наступившей бесформенности мира дизайнер оказался одиноким богом формообразования. Это был его звездный час. Момент истины... Правда, настолько короткий, что этого почти никто не успел заметить.

Волна исторических перемен накрыла с головой всех, кто приготовился было принять дизайн как религию грядущего дня. Стремительные победы новых политических "измов", пестрый калейдоскоп жизнестроительных программ - все это спутало цели и полностью переменило социальный антураж. Рынок противопоставил фантомности отечественного дизайна неумолимую реальность мирового прилавка. Телесная правда товара, будь то скандинавская пластика майонезной упаковки или обольстительные формы японского джипа, оказалась такой сокрушительной силой, что настоящее абсолютно затмило собой как прошлое, так и будущее. Время потеряло перспективу. А дизайнер в одночасье утратил эзотерический предмет своего неземного ремесла.

Сегодня дизайнер - это, в лучшем случае, отверженный Герой (и тогда в его глазах все еще мерцают остатки небесного футурологического света), в худшем - бытовой персонаж российского социокультурного ландшафта конца века (и тогда его потухший взгляд устремлен под ноги - к понятным в своей материальности формам земли).

Падение Героя произошло столь же быстро, сколь и закономерно. Естественный результат смены общественной мифологии: художественные обманки дизайна потеряли былую привлекательность. Многообещающие образы лучшего будущего уже не могли удовлетворять своей программной недостижимостью. Народ предъявил Герою универсальную историческую претензию: "Не учите меня жить! Лучше помогите материально!"
Это был удар ниже пояса... Герой не выдержал. Настала эпоха без Героя.

Комментарий:

История о конце героической профессии звучит горько. Почти хочется плакать... Однако, как всякая настоящая история, она имеет оборотную сторону и строится на парадоксе. В наши дни профессия дизайнера вышла в тираж (в абсолютно нериторическом смысле этого слова). Вузы исправно производят дипломированных дизайнеров - от индустриальщиков и интерьерщиков до модельеров и визуальщиков, а рынок (что удивительно) более или менее сносно их поглощает. Редкая контора удерживается от соблазна иметь собственного дизайнера. Редкий дизайнер не помышляет создать собственную контору. Число приобщенных к дизайну тем или иным образом растет, как снежный ком.

Дизайн принадлежит народу... Он принадлежит народу не в формах проектной рефлексии, не в запредельных конструкциях художественного воображения, а в конкретных осязаемых формах продукта. Такова неизбежная демократическая альтернатива прежнему героико-романтическому дизайну. В условиях грядущей буржуазной стабильности, нуждающейся в повседневном обслуживании, профессия дизайнера вырисовывается не более экстравагантной, чем профессия парикмахера или массажиста. Кто-то должен причесывать и разминать среду обитания.

ДИЗАЙН: СКОРЕЕ ЖИВ, ЧЕМ МЕРТВ

Когда дизайн в его реальных предметно-пластических формах, отшлифованных лучшими зарубежными стилистами, становится доступен потребительским массам, а его проектная сущность остается достоянием реликтового круга отечественной профессиональной элиты, самое время задаться вопросом: "А жив ли он, дизайн?"

Кардиограмма профессии вяло отклоняется от прямой... Однако есть ключевой критерий действительного состояния дизайна: если существуют хотя бы какие-то проявления общественной интуиции, ориентированные за пределы настоящего и требующие внятного оформления, значит дизайн скорее жив, чем мертв. Определить подобные проявления не составляет труда.

Дизайн как луч экологической надежды

Земля все менее пригодна для жизни людей. Особенно в местах скопления так называемого "прогрессивного человечества". С каждым новым выдохом зловонных индустриальных организмов, с каждым следующим оборотом инерционного маховика экстенсивной экономики цивилизация утрачивает человеческий смысл средообразования. Ресурсы планеты жадно переводятся во все умножающиеся и все более обессмысливающиеся объекты потребления или средства их производства. Люди стали самым страшным видом биологических паразитов на теле Земли. Наивно надеяться, что природа будет это терпеть.

Растущая экологическая озабоченность отдельных секторов общества лишена (увы!) креативного начала. Общество не в состоянии преодолеть логически неотвратимую картину экологического апокалипсиса. Для альтернативных представлений не хватает воображения. Для альтернативного образа жизни не хватает социальной воли.

Вся надежда на дизайн. Только в дизайне с его проектно-преобразовательным пафосом есть опыт преодоления автоматизмов привычной культуры. Только через дизайн с его генетическим плотским жизнелюбием возможно вырваться из мрачной паутины эсхатологической мифологии и найти способы жить в согласии с природой. Только в дизайне экологическая интуиция может превратиться в систему рабочих задач по формированию экологической культуры цивилизации.

Дизайн как образец планетарной идеологии

Вопрос о роли идеологической платформы в жизни общества, вызывавший еще недавно массовую аллергию, вновь актуален. Новая генерация "инженеров человеческих душ" перерабатывает тонны идеологем в поисках очередного национального знамени. Проба идеологических жупелов имеет такой же успех, как примерка хрустальной туфельки сестрам Золушки.

Попытки ретроспективных изысканий (монархическая идея, тезис о традиции русской общинности и др.), и, тем более, неловкие попытки конструировать из старых представлений образцы новой идеологии ("новая русская идея", "особый путь" и т.п.) равно далеки от понимания природы идеи и ее жизни во времени. Идея упрямо сопротивляется попыткам придать ей локальный характер и уж тем более - присвоить национальность.

Разница между политруком и дизайнером проявляется именно в понимании границ и смысла идеи. Для первого идеология - инструмент отключения механизма гуманитарной ответственности личности, для второго, напротив, - инструмент включения оной. Проектный опыт дизайна - это предметно выраженный опыт общечеловеческой ответственности за будущее, опыт продвижения идеологии планетарного характера.

Дизайн исключает возможность внедрения новой идеологии извне, он дает образец растущей из недр общества идеологии свободного творчества - идеологии грядущего.

Дизайн как реликт воли и ответственного мышления

Самый тотальный дефицит нынешней цивилизации - это дефицит воли. Общественная среда и ее бесчисленные институты снимают с человека экзистенциальную ответственность. Представительная система власти избавляет от излишеств чрезмерного политического волеизъявления. Партийно-клановые и семейно-родовые сообщества уберегают от экспериментов по обновлению форм человеческих отношений. Телевидение надежно дистанцирует от жизни, преподнося реальность как исключительно виртуальную.

Мышление замещается поведением, поступки - рефлексами, традиции - автоматизмами. Нет нужды в воображении, нет необходимости представлять будущее - все уже представлено в тысячах вариантов. Проблема волевого выбора носит условный характер.

Ну как тут вновь не обратиться к дизайну, в котором воля и ответственное мышление еще сохранились на правах фундаментальных основ деятельности! Как не искать с помощью дизайна образов грядущей реальности в ее невиртуальном виде! Как не учиться у дизайна спасительному искусству жизнестроения!

Комментарий:

Экология, идеология и психология... Хочется сказать: "три источника, три составных части современного дизайна". Однако будем справедливы. Речь идет лишь о дизайне как феномене проектно-художественной культуры. В своей нормативно-ремесленной ипостаси дизайн обслуживал и продолжает обслуживать эти "составные части" с покорностью старой няньки и с энтузиазмом записного донжуана.

Нужно сперва бесконечно множить функции и формы вещей, нужно нафаршировать среду бесчисленными инструментами, протезирующими отношения с ней человека, чтобы потом проектными методами искать возможность прямого прикосновения к телу Земли. Нужно сначала немало преуспеть в эстетическом оформлении чужих идеологических безумств, чтобы затем через проектирование идти к пониманию свободного творчества как планетарной идеологии. Наконец, нужно достичь абсолютного совершенства в создании художественно-пластических средств отключения сознания, нужно разработать целый арсенал языков зомбирования, чтобы после с помощью проектных инноваций пытаться вырвать человеческую волю из тотальной наркотической отключки.

Вне рамок мифа дизайн - это не "или - или". Это "и то, и другое". Вероятно, таким он и останется. Как говаривал Роберт Вентури, не черное, не белое, но - и черное, и белое, а иногда серое.

ДИАЛОГ: КОГДА ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ДИЗАЙНЕРАМИ

В эпоху кризиса языка, когда слова либо не значат ничего, либо значат одновременно слишком многое, чтобы их можно было правильно понять, разрывы в человеческой коммуникации устраняются с помощью невербальных языковых форм. В производстве этих форм дизайну нет равных.

Пластические искусства уступают дизайну пальму первенства в деле обеспечения коммуникации, ибо их языки описывают условную художественную действительность, тогда как язык дизайна - действительность натуральной жизни. Дизайн не делит людей на гениев самовыражения и тех, кто им внимает, он предполагает совершенно иную - многополярную структуру человеческого общения. Он предполагает возможность каждому быть творцом.

В этом дизайн не оппонирует культуре - он снимает с нее железный корсет автоматизма, он напоминает, что культура имеет живой смысл, обращенный к каждому, и говорит о возможности жизни становиться искусством. Через коммуникацию, разумеется.

Только имея общие проблемы, только ощущая необходимость понимания и вырабатывая для этого общий язык, люди в состоянии порождать действительность со-творчества, то есть пребывать в диалоге. Диалог есть дух дизайна. Это значит что научаясь понимать друг друга, люди становятся дизайнерами - теми, кто воплощает образ жизни и отношений в реалиях окружающего мира, кто делает сегодняшнюю жизнь не такой, как вчера.

Без комментариев
1997