Леонид Салмин

УРАЛ – ЭТО КАМЕНЬ

Если бы нужно было одним словом определить, что такое Урал, то точнее всего было бы сказать: «Урал – это Камень». Потому что именно Камень сформировал здесь два взаимосвязанных ландшафта – физический и ментальный. Физические ландшафты, сформированные камнем, есть и в других местах планеты. Но именно на Урале Камень неразрывно соединил естественную историю региона с его человеческой, социальной историей. Именно здесь геология территории стала определяющим фактором ее антропологии. Природная история уральского ландшафта предопределила все трансвременные территориальные сценарии его социальной истории и сделала Камень – главным символическим ресурсом Урала.

В контексте евразийской истории Камень всегда был противопоставлен Воде. Задолго до Великих географических открытий окруженная бескрайними водными просторами Европа стала формироваться как пространство Береговых Атлантических цивилизаций. Европейский человек всегда пребывал в тесных отношениях с большой, океанической Водой. Вода была главным фактором природного окружения, влекущим пространством движения и освоения и, одновременно, источником бесконечных угроз и опасностей. Поэтому Камень в европейском понимании – это суша, твердь, это то малое, но прочное, нерушимое, что противостоит Воде и вечному страху затопления. В символическом смысле европейская Вода - это вся окружающая среда: текучая, неуловимая, часто предательская, олицетворяющая время, рождающее и пожирающее жизнь. А Камень – это вечно плывущий по воде ковчег (дом-корабль), это непотопляемая опора в неустойчивом, штормящем мире, это то, что преодолевает течение и время.

Но в контексте уральской истории Вода и Камень находятся в противоположных физических и символических отношениях. Эта инверсия восходит к позднему палеозою, когда в ходе геотектонических процессов произошло столкновение двух гигантских континентальных плит – западной (Русской платформы) и восточной (Восточно-Уральского континента). Это вызвало тектонический подъем и активное горообразование, а покрывавшие территорию океанические воды были постепенно вытеснены. Столкновение материковых плит вынесло наверх содержимое океанических глубин. Великий геологический катаклизм поднял камень выше воды, нагромоздил его в виде протяженного горного рубца на теле Евразии. И именно эта незаживающая рана континента определила особый ландшафт, а затем и особый человеческий мир.

На Урале Камень – это вся окружающая среда. Освоение уральского ландшафта – это постоянное преодоление колоссального сопротивления камня. И если Береговые цивилизации Европы сделали главным героем истории мореплавателя, то глубоко-континентальная цивилизация Урала назначила ключевой фигурой рудознатца, покорителя недр, горного мастера. Камень – важнейший антропологический ключ Урала. Для уральского человека это и среда жизни, и материал деятельности, и неисчерпаемый источник мифологии. В Камне, в Горе заключены все ресурсы возможного будущего благополучия. В Камне – скрытый до поры потенциал молниеносного успеха, шального богатства, в нем - таинственное чудо мгновенного преображения. В последние три века уральской истории устремленность внутрь камня, в недра горного ландшафта задала вектор индустриального развития региона.

Символическое начало этого следует искать в том, как понимал место и роль Урала на геополитической карте России ее самый радикальный реформатор – Петр I. Первый атлантически ориентированный правитель России, сам одержимый кораблестроитель и мореплаватель, Петр буквально рвался к Воде. Желая, по пушкинскому выражению, «Ногою твёрдой стать при море», он вынес на воду, на топкие чухонские болота новую столицу Империи. Хлябям ландшафта и угрозам со стороны балтийских вод он противопоставил Камень – в физическом и символическом смысле. Петр нарек город именем своего святого - апостола Петра, чье имя и означает Камень (Камень веры и опору Церкви Христовой). В понимании Императора-мореплавателя, видевшего Россию как гигантский корабль, устремленный носом к Европе, к атлантической Воде, именно Камень стал концептом державной стабильности. Через столетие Пушкин оформил этот концепт в знаменитых строках «Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия!». В контексте петровской метафоры России Урал стал тем наполненным несметными богатствами каменным трюмом, который позволял огромному государственному кораблю неколебимо стоять на волнах истории.

Таким образом, каменный ландшафт сделал Урал «Опорным краем державы» задолго до современных геополитических реалий. Длительный опыт трудного освоения и обживания Камня, покорения уральских недр определил всю совокупность практических и символических смыслов территории. Как исключительно неподатливое тело Урала, сохраняющее записи всех событий геологической истории, Камень за многие века сформировал у населения специфическую уральскую ментальность. Он явился детерминантой уральской мифологии и практических способов освоения пространства. Камень стал источником и генокодом особой горноуральской цивилизации – цивилизации искателей-рудознатцев, копателей и каменных дел мастеров.

Сила Камня в его нестираемой памяти. Благодаря ей уральский Камень властвует над коллективным сознанием людей и безраздельно управляет ими. Люди, столетиями жившие среди Камня и тратившие на борьбу с ним все свои силы, искали любых возможностей лишить Камень его силы. Сделать это можно было, только отняв у Камня память, а значит, полностью переработав его, перетерев в песок или переплавив в металл. В этом один из важнейших мифологических истоков индустриальной культуры Урала – от разыскания и добычи недр до их переработки и промышленного использования. В символическом смысле история уральской индустрии – от карьеров и шахт до камнедробильных машин, плавильных печей и кузнечных прессов - это история амнезии камня, превращения его в текучую, пластичную, податливую и послушную материю щебня, песка или металла.

В ходе индустриальной переработки Камень преобразовывается в аморфный субстрат, свойства которого присущи скорее Воде, чем Камню. Вода на Урале пребывает внутри Камня, она стиснута незыблемыми каменными руслами и имеет в ландшафте изначально подчиненное положение. В отличие от европейского мореплавателя, уральский горный мастер рассматривает Воду одновременно как идеальный образ побежденного, обессилившего Камня и как источник индустриальной энергии, направляемой на его переработку. Он перекрывает реки плотинами и направляет силу воды против силы Камня.

За три последних века уральской истории образ горного мастера преумножился, собрав в себе все ипостаси отношения человека с Камнем – от искателя и разведчика недр до горнодобытчика и металлурга, от хитника и старателя до художника по камню и ювелира. Камень не просто завоевал статус главного природного сокровища края. Он стал самым мощным кодом уральской идентичности. Опыт длительного исторического противостояния с Камнем обернулся смирением перед его всесилием. Население Урала уже давно приняло непобедимый характер окружающего ландшафта и согласилось с невозможностью возделать его по своей, человеческой воле. Камень оказывается сильнее, он повсеместно главенствует, указывая человеку его подневольное место. Возможно, потому на Урале так часто встречаются следы начатых было, да так и не завершенных попыток обработать, возделать Камень, превратить его в изделие. Самый распространенный вид уральской городской скульптуры – необработанная глыба природного Камня.

Лишь в самых малых масштабах Камень дает уральскому мастеру возможность насладиться призрачной властью над ним. И происходит это, прежде всего, в искусстве художественной обработки камня – в ограночном и камнерезном деле. В уральском контексте эти ремесла – не столько путь эстетического преображения камня, сколько особый вид восторженного послушания перед ним. Подлинным мастером по камню становится тот, кто умеет слышать камень, терпеть его, подчиняться ему. Вершиной восторга и трепета перед камнем стало произросшее из камнерезного дела ювелирное искусство Урала. Именно в нем камень становится предметом человеческой любви и обожания. Ювелирное украшение, заключающее в себе возделанную частичку Камня, сопрягает нерушимое тело уральского ландшафта с живым бренным человеческим телом. В Камне, украшающем тело, уральский человек символически видит самого себя гармонично слитым с окружающей средой. Именно в ювелирном преподнесении Камень ярче всего предстает как зримый концепт уральской идентичности. В микрокосме ювелирного камня обнаруживает себя весь разнообразный макрокосм Урала.

Когда сегодня, на старте очередного тысячелетия, уральцы – вечные невольники камня – пытаются найти самый эффективный ресурс брендинга территории, они не могут найти ничего сильнее и убедительнее Камня. Потому что УРАЛ – ЭТО КАМЕНЬ.
2011