Леонид Салмин

ЛИНИЯ САМВЕЛА

Любой скульптор хотя бы иногда рисует. Обращается к языку графики. Или живописи. Его рисование сущностно отличается от работы чистого художника-графика или живописца. Его визуализации есть способ оптического прогноза, «прощупывания» той пластической задачи, которая связана с воплощением образа в объеме и пространстве. Великий Донателло переводил изобразительную поверхность из плоскости в полный пространственной пульсации и живого движения рельеф. Роден обращался к карандашу, туши или акварели, разыгрывая на плоскости листа языком линии и пятна бесконечно разнообразную драму человеческого тела. Нервная, мечущаяся графика Джакометти образовывала сложные траектории поиска новых пространственных измерений человеческого бытия.

Скульптор Александр Самвел обращается к графике как средству концептуализации образа, как к способу сформулировать символический месседж, не прибегая к живой тактильности скульптурной формы. То, чего в скульптуре автор достигает суммой огромных пластических усилий – мышечных, моторных, динамических, – в графике делается точностью умозрения, диктующего рисунок, неизменно тяготеющий к иероглифическому лаконизму образа. Рисунок Самвела преимущественно линейный. Приверженность линии, предпочтение ее иным средствам графики имеет не только изобразительный, но и символический резон. Линия есть движение. Линия превосходит статику пятна, ибо она всегда есть путь. В каком бы пространстве ни пролегал этот путь, какие бы ландшафты он ни описывал – ландшафты ли земли, ландшафты ли человеческого тела – его протяженности и смены направлений, его напряжения и ритмы – это всегда история. Для Александра Самвела, человека и художника многосложной судьбы, вечного путника в пространстве смыслов, линия – символ собственного движения познания, концепт личной траектории перемещения по жизни. В линии интегрируются творческий жест скульптора и вечный шифр Исхода, непрерывность течения жизни и очерк конкретной судьбы, на линии сходятся противоположные миры, сопрягаются Ад и Рай, в ней сливаются в единую личность Данте и Вергилий…

Линия Самвела – интуиция пластики, предчувствие энергии скульптурного образа. Она, словно провод высокого напряжения, очерчивает искомый рельеф, придавая ему максимально возможную силу. Она соединяет начала и концы, рождение и уход, внутреннее и внешнее. Линейная графика сродни письму – подобно тому, как связная хореография букв рождает слова и высказывания, линия Самвела обнаруживает слитность образа и смысла, тела и мира, жизни и творчества…
2024