Есть ощущение, что в этом году случился некий прорыв. Ряд авторов мы увидели впервые. Возможно, просто время делает свое дело, и случилось созревание какой-то новой генерации. Нынче было неожиданно большое количество работ. Но дело даже не столько в количестве, сколько в качестве и в разнонаправленности творческих векторов, отмечающих варианты возможного развития ювелирного дизайна.
Многое из того, что было представлено, по жанру и социальному посылу ближе к дизайну, чем к искусству. Любопытно, что ювелиры этой новой генерации выходят за пределы цеховых традиций и начинают интересоваться тем, что происходит снаружи. И оказывается, что не только изобразительное искусство, литература, театр могут говорить о каких-то «историях» происходящих в мире, но и ювелирное искусство тоже.
Сами работы выглядят достаточно красноречиво, но они также нуждаются и в словесном описании смыслов, в них вложенных. Ведь в традиционных, классических формах ювелирного искусства все уже настолько семантически отстроено, что каких-либо специальных смысловых объяснений по их поводу не требуется. Сегодня же ювелирный процесс, приобретая новые значения, требует рефлексии. И кто-то должен писать об этом. Возможно, должен существовать постоянный дискуссионный процесс, где ювелирные дизайнеры и исследователи могли бы обсуждать как художественные, так и культурно-смысловые явления этой области творчества. Такого пока нет, а это нужно, в первую очередь, самим авторам.
Ювелир – человек, работающий в большей степени все-таки руками, на основе чувства и понимания культуры и технологии, и ему нужен рядом специалист, который может раскрыть философию происходящего в широком культурном контексте. Я не знаю, как это назвать, возможно – критикой или культурной журналистикой...
Дело в том, что слово и текст все более важны для ювелирного процесса. Именование и смысловое проговаривание культурных и художественных артефактов поднимает их значение на совершенно иной уровень значимости. Присвоение имен, генерация легенды становится сегодня ключевым элементом всего процесса. И конечно, работы, которые мы смогли увидеть на конкурсе, свидетельствуют о том, что ювелиры сегодня переходят к совершенно новому для себя нарративу. Тут и новый символизм, и новая социальность, и новые, ранее не свойственные ювелирному художеству истории. Ювелир сегодня – это человек, работающий, в первую очередь, со смыслами.
Многое из того, что было представлено, по жанру и социальному посылу ближе к дизайну, чем к искусству. Любопытно, что ювелиры этой новой генерации выходят за пределы цеховых традиций и начинают интересоваться тем, что происходит снаружи. И оказывается, что не только изобразительное искусство, литература, театр могут говорить о каких-то «историях» происходящих в мире, но и ювелирное искусство тоже.
Сами работы выглядят достаточно красноречиво, но они также нуждаются и в словесном описании смыслов, в них вложенных. Ведь в традиционных, классических формах ювелирного искусства все уже настолько семантически отстроено, что каких-либо специальных смысловых объяснений по их поводу не требуется. Сегодня же ювелирный процесс, приобретая новые значения, требует рефлексии. И кто-то должен писать об этом. Возможно, должен существовать постоянный дискуссионный процесс, где ювелирные дизайнеры и исследователи могли бы обсуждать как художественные, так и культурно-смысловые явления этой области творчества. Такого пока нет, а это нужно, в первую очередь, самим авторам.
Ювелир – человек, работающий в большей степени все-таки руками, на основе чувства и понимания культуры и технологии, и ему нужен рядом специалист, который может раскрыть философию происходящего в широком культурном контексте. Я не знаю, как это назвать, возможно – критикой или культурной журналистикой...
Дело в том, что слово и текст все более важны для ювелирного процесса. Именование и смысловое проговаривание культурных и художественных артефактов поднимает их значение на совершенно иной уровень значимости. Присвоение имен, генерация легенды становится сегодня ключевым элементом всего процесса. И конечно, работы, которые мы смогли увидеть на конкурсе, свидетельствуют о том, что ювелиры сегодня переходят к совершенно новому для себя нарративу. Тут и новый символизм, и новая социальность, и новые, ранее не свойственные ювелирному художеству истории. Ювелир сегодня – это человек, работающий, в первую очередь, со смыслами.